Мы попросили генерального директора саморегулируемой организации НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонида Хвоинского прокомментировать ожидаемые изменения.
– Леонид Адамович, понятно, что говорить о конкретных переменах можно будет только после получения практических результатов проведения торгов по новым условиям. Тем не менее, с учетом вашего богатого опыта работы и в качестве подрядчика, и в качестве законодателя, можете сказать, что изменится с вступлением в силу нового закона?
– Оценивая новый закон, пока что можно отметить более четкую регламентацию процедур проведения госзакупок, повысившуюся роль заказчика, усилившийся контроль со стороны госорганов и общественности. В нем заметно сократились сроки подачи заявок, проведения торгов, а также сроки заключения контракта. По сравнению с действующим Федеральным законом № 94ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в новом документе есть определенные положительные перемены в подходах к строительству. Например, он вводит понятие «контрактов жизненного цикла» (КЖЦ). В проекте подзаконного акта по этому направлению оговаривается использование КЖЦ для автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, объектов дорожного сервиса, а также для других объектов транспортной инфраструктуры – портов, аэродромов и так далее. В случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, будет заключаться контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию созданного в результате выполнения работы объекта. Для автомобильной дороги жизненный цикл включает в себя проектирование, строительство, ремонт и содержание.
Но большинство положительных решений имеет половинчатый характер. Так, в дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) законом вводятся новые: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. В определенных случаях они применимы и для строительства. Например, когда выставляется на торги лот, включающий в себя и проектирование, и строительство объекта, так, как это было с организацией торгов по возведению моста через Лену в районе Якутска. Из оставшихся способов для нас наиболее привлекательным выглядит открытый конкурс, в котором победитель определяется не только за счет снижения цены, но и в зависимости от квалификации.
Выбор вариантов проведения торгов закон оставил за Правительством Российской Федерации, в проекте распоряжения которого указывалось на необходимость проводить обязательные аукционы по всем объектам стоимостью до 500 млн руб. Общими усилиями общественности и экспертов эту сумму удалось уменьшить, и в итоговом варианте, подписанном премьерминистром России Д.А. Медведевым 31.10.2013 г. (№ 2019), аукционы предусмотрены для объектов стоимостью до 50 млн руб на муниципальные и до 150 млн руб. на федеральные заказы. Хотя, по мнению профессионалов, на строительство дорог вообще не следует проводить электронные аукционы. Нет такой практики ни в одной стране мира. Но в целом этот пример говорит о том, что при подготовке подзаконных актов есть возможности для совершенствования закона.
Полную версию статьи читайте в номере.
|