В последнее время на отечественном рынке появилось большое число различных добавок к традиционным дорожно-строительным смесям: грунтобетонным, асфальтобетонным, цементобетонным. В этом легко убедиться, пролистав журнал «Автомобильные дороги» за последние 5–7 лет. Зарубежные фирмы навязчиво предлагают добавки, обещая увеличение прочности, водо-, морозо- и колеестойкости отдельных слоев дорожной конструкции. У нас появились различные СП, ОАО и другие организации, часто рекламирующие те же добавки, но под другими названиями. Автор: Г.С.Бахрах, к.т.н., ФГУП "РосдорНИИ"
|
Около 15 лет тому назад одна южноафриканская фирма пыталась внедрить у нас американскую добавку «Ротбонд», предназначенную для укрепления глинистых грунтов. (Большую работу с этой добавкой провел мой коллега В.М. Ольховиков.) Следует заметить, что объем работ по укреплению грунтов в нашей стране невысок, так как мы вынуждены вкладывать больше средств в ремонт существующих дорог, чем в строительство новых. Поэтому распространители подобных добавок ищут новые области их применения. Шесть лет тому назад в РосдорНИИ обратилась одна фирма с предложением использовать аналогичную добавку для регенерации асфальтобетонного покрытия с добавлением цемента. На встрече с руководителем фирмы я заметил, что эффективность предлагаемой добавки проявляется в присутствии глины. Он ответил, «…а вы добавьте в смесь немного глины…» Нужны комментарии?
В 2011 году ко мне на заключение попал СТО ООО «ДорТехИнвест» «Каменные материалы и грунты, обработанные цементом с добавлением ферментного препарата «Дорзин». Из представленных материалов лабораторных испытаний я не мог понять, с чем связан эффект: с наличием в присутствии глины цемента или добавки. Авторы СТО не постеснялись рекомендовать эту добавку и для холодной регенерации асфальтобетонного покрытия. Забыли только посоветовать добавлять глину в смесь…
Приведу еще один характерный пример. В 2006 году талантливый изобретатель и предприниматель А.А. Сущенко предложил укреплять грунт добавкой на основе ферментных препаратов, создав ЗАО «АНТИнжиниринг», которое поставляет добавку, имеющую торговую марку «АNТ» [1]. Теперь он рекомендует использовать ее в качестве самостоятельного вяжущего (или в сочетании с цементом) при холодной регенерации асфальтобетонного покрытия вместо битумной эмульсии или вспененного битума. Меня этот вопрос очень заинтересовал, так как я занимаюсь технологией холодной регенерации более 20 лет и являюсь автором ОДМ [2]. В настоящее время ООО «ССМУ46» (Рязанская обл.) применяет технологию холодной регенерации с использованием АNТ (стабилизатора). Ниже приводится анализ результатов исследований, выполненных разными организациями.
В испытательном центре «Росдортест» (заключение от 7.08.2008 г.) исследованы свойства асфальтогранулобетона (АБГ) из смесей асфальтобетонного гранулята (АГ) с добавками 4% цемента и АNТ. Образцы готовили и испытывали в соответствии с ГОСТ 3049197. Это первая ошибка. Для смесей с АГ действует ОДМ [2]. Указанная ошибка привела к тому, что образцы формовали при давлении 15 МПа вместо 7 МПа! Полученная при этом плотность недостижима на дороге. Отсюда все физикомеханические показатели оказались существенно завышенными. Следующая ошибка – методическая. Предположим, что испытания были проведены согласно [2] и полученные результаты отвечают предъявляемым требованиям. Можно ли утверждать в этом случае об эффективности стабилизатора? Для ответа на этот вопрос необходимо было изготовить и испытать образцы из смеси с таким же количеством цемента, но без АNТ. Сравнение результатов показало бы, дает ли чтолибо эта добавка. Но даже при положительных результатах нельзя сделать вывод об ее эффективности. Надо еще сравнить эти результаты с результатами для смеси с добавкой цемента и битумной эмульсии (наиболее распространенный состав) асфальтогранулобетона. Если физикомеханические показатели окажутся близкими, то вопрос решает сравнение стоимости одной тонны АГБ.
В СоюздорНИИ были выполнены исследования по теме: «Подбор составов грунта и асфальтобетонного гранулята, укрепленных стабилизатором АNТ совместно с цементом». Некорректно сравнение результатов испытания образцов с АNТ и 4% цемента и образцов без стабилизатора и без цемента. Даже без проведения исследований очевидно, что образцы с цементом покажут более высокие результаты. Тогда при чем тут АNТ? Вместе с тем, результаты сравнения прочностных показателей для грунта, укрепленного 5% цемента, с и без АNТ, оказались впечатляющими. Добавка стабилизатора позволила повысить прочность грунтобетона в водонасыщенном состоянии на 70%, а после 15 циклов замораживанияоттаивания – более чем в два раза!
В лаборатории ЗАО «Автогрейд» (поселок Прибрежный, Саратовская область) проведены испытания образцов из асфальтобетонного гранулята, обработанного АNТ. Не указан состав смеси (с цементом или без?). Судя по ссылке на ГОСТ 912897, образцы уплотняли при давлении 40 МПа. Та же ошибка, что и в первом примере.
Наконец, в Центральной испытательной лаборатории ЗАО «ПО «Возрождение» (г. СанктПетербург) проведены испытания АГБобразцов с 5% цемента и 0,01% АNТ. Ссылка на [2] вселяет надежду, что образцы формовали под давлением 7 МПа. Полученные результаты похожи на те, что обычно получаются для АГБ с таким расходом цемента. Но при чем тут АNТ? Почему для сравнения не испытаны образцы без этого стабилизатора?
|