Логотип Союза дорожников
Члены Союза

ОАО "Дорожная служба Иркутской области"
АО "Труд"
АО "Иркутскгипродорнии"
ОАО "Иркутский завод дорожных машин"
ООО "Сибна"
УГИБДД ГУМВД России по Иркутской области
ИРНИТУ Кафедра Автомобильные дороги
ООО РСП "Топка"
АО МК "Индор"
ОАО "Сибэкспоцентр"
ОАО "ДСК 156"
МУП "Служба эксплуатации мостов г. Иркутска"
Иркутская территориальная организация общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства
ООО ТК "Союз-ДМ"
ФКУ Упрдор "Прибайкалье"
ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области"
ООО "ДорРемСтрой-Мт"
ООО "СибТЭЛ"
НП Сибирский образовательный консультативно-методический центр «Байкалсерт»
ООО "Тимбермаш Байкал"
ООО « СПЕЦ»
МУП «Иркутскавтодор»
ООО «АльянсБурение»
ООО «СибирьАвтодор»
ООО «СтройДорХолдинг»
ООО «Шелеховский АБЗ»
АО «Дорожник»


Яндекс.Метрика
 
Союз дорожников Иркутской области

– независимая организация, созданная с целью консолидации усилий и координации деятельности, направленной на улучшение социально-экономического положения бласти и республики, защиту интересов региона в сфере дорожного хозяйства, проектирования и строительства.

Дорожное братство в любом государстве - залог первоклассных дорог
  Главная
Карта сайта
Контакты
 

Вязкоупругие характеристики битума

19.08.2013

Вязкоупругие характеристики битума

Вязкоупругие характеристики битума

и их оценка по стандартным показателям Часть I. Вязкоупругие свойства

Битум – самая важная составляющая асфальтобетонной смеси. Его содержание в смеси и механические свойства являются определяющими для прочности, долговечности и способности покрытия распределять нагрузку. Битум, представляющий собой сложную смесь углеводородов, – типичный вязкоупругий материал, свойства которого зависят от температуры и времени действия нагрузок. Степень этой зависимости различна для битумов, полученных разными способами из различного нефтяного сырья, и она изменяется по мере старении. 
Вязкоупругие свойства битумов и асфальтобетонов определяют экспериментально при различных температурах и длительностях нагружения либо скоростях деформирования, для чего требуется дорогостоящее оборудование и квалифицированные исполнители. Это необходимо, чтобы на стадии проектирования оценить расчетный модуль асфальтобетона при данной температуре, правильно назначить температуру приготовления смеси и ее уплотнения, оценить устойчивость покрытия к образованию колеи летом, к образованию поперечных трещин при резком охлаждении зимой и способность асфальтобетона противостоять усталости под действием повторных нагрузок.
В данной работе рассматриваются известные и предлагаются новые зависимости, описывающие связь между различными вязкоупругими характеристиками дорожных битумов, определяемыми при разных режимах испытания: при постоянном напряжении, постоянной деформации или при циклической нагрузке. Получены приближенные формулы, позволяющие оценить значения модулей битума при этих режимах деформирования, исходя из самых простых стандартных его показателей: пенетрации и температуры размягчения битума.
Данная работа состоит из четырех частей, публикуемых в виде четырех статей. В первой части приводятся необходимые для последующего изложения сведения о вязкоупругих свойствах материалов применительно к битуму и асфальтобетону. Во второй части устанавливается зависимость модуля жесткости битума от его пенетрации и температуры размягчения. В третьей части анализируется взаимосвязь между различными показателями свойств: модулем жесткости, модулем релаксации, податливостью ползучести и комплексным модулем, а затем даются приближенные формулы для их определения. В четвертой части даны примеры практического применения установленных зависимостей для определения вязкоупругих свойств битумов и асфальтобетонов как функций температуры и времени действия нагрузки.
В течение многих лет научные интересы авторов концентрировались главным образом в области расчета дорожных одежд на прочность, методов их конструирования и испытания. При этом авторы стремились анализировать действие движущейся нагрузки и процессы, происходящие во времени, а поэтому они интересовались вязкоупругими свойствами дорожно-строительных материалов, «самым вязкоупругим» из которых является асфальтобетон. Несомненно, что для получения надежной информации о свойствах любого материала надо его испытать. Это, однако, не всегда возможно, а поэтому нужны зависимости, позволяющие сравнительно точно предсказать закономерность изменения деформации или напряжения во времени при разных температурах, исходя из простейших стандартных показателей. Более того, в некоторых случаях достаточно воспользоваться такими зависимостями, не прибегая к испытаниям. По крайней мере, эти зависимости понадобились авторам для их работы в области прочности дорожных одежд, и авторы полагают, что они будут полезны и другим специалистам.
Вполне очевидно, что для многих материалов дорожной одежды связь между напряжением и деформацией существенно зависит от продолжительности действия нагрузки и от температуры. Материалы проявляют способность деформироваться во времени при постоянной нагрузке – так называемая ползучесть. С другой стороны, при постоянной деформации напряжение в материале убывает, он как бы расслабляется (релаксирует напряжение). Деформация строительных материалов зависит не только от величины напряжения, но и от длительности его действия. Такими свойствами обладают асфальтобетон и другие смеси каменных материалов с органическими вяжущими, цементный бетон и грунты земляного полотна. В итоге, напряженно – деформированное состояние дорожной одежды зависит не только от величины нагрузок, но и от скорости их движения, и от промежутков времени между приложенными нагрузками. В данном разделе мы кратко остановимся на основных характеристиках вязкоупругих свойств материалов.
1. Вязкоупругие свойства материалов
В данной работе основное внимание уделено вязкоупругим свойствам битума, а также асфальтобетона. Изучению физико-механических свойств битума посвящено много исследований, причем ввиду практической важности число публикаций в этой области интенсивно возрастает. Так, если известная монография А.С. Колбановской и В.В. Михайлова [1] о физико-механических свойствах битума, опубликованная в 1973 г., содержит 232 ссылки на литературу, то в недавней обзорной статье [2], посвященной механическим свойствам битумов, сделаны 332 ссылки, а в статье [3] список литературы включает 586 наименований. В рамках данной работы анализ столь многочисленных источников невозможен, и мы будем упоминать лишь те из них, которые нужны для достижения нашей главной цели – связать основные характеристики вязкоупругих свойств битума с его простейшими стандартными показателями.
1.1. Понятие о модуле жесткости
Профессор Колумбийского университета Д.М. Бурмистер в 1943 г. получил и в 1945 г. опубликовал общее решение задачи о напряжениях и деформациях слоистой упругой конструкции, на которую действует неподвижная нагрузка, применительно к расчету дорожных и аэродромных одежд на прочность [4]. Спустя несколько лет решение этой же задачи в другой форме получил в ХАДИ доцент Б.И. Коган [5]. Появилась реальная возможность рассчитывать дорожную одежду таким же образом, как рассчитывают другие строительные конструкции: мосты, здания, подпорные стены и так далее, то есть вычислять прогиб, напряжения и деформации в слоях и изменять толщины слоев так, чтобы прогиб, напряжения и деформации не превышали допустимых для каждого материала значений.
Для расчета надо было экспериментально определить значения модулей упругости материалов слоев и грунта. Однако выяснилось, что модуль упругости асфальтобетона и других обработанных органическими вяжущими материалов тем меньше, чем выше температура, при которой проводят испытания, и чем дольше приложена нагрузка. Другими словами, оказалось, что асфальтобетон – не упругий, а вязкоупругий материал, жесткость которого уменьшается с ростом температуры и увеличивается с ростом скорости движения нагрузки.
Первый шаг в направлении отражения вязкоупругих свойств битума и асфальтобетона при конструировании и расчете дорожной одежды, а также при выборе битума, отвечающего природным условиям в районе строительства, сделал в 1954 г. сотрудник исследовательской лаборатории нефтяной компании Shell в Амстердаме Ван дер Поль [6]. Он ввел понятие о модуле жесткости битума. По аналогии с модулем упругости, он назвал модулем жесткости битума

Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"
№ 8 (981) Август, 2013


 
Новость

Выставка «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника»

Союз дорожников Иркутской области принял участие в традиционной специализированной выставке «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника».

При поддержке Союза дорожников в рамках выставки прошел конкурс студенческих работ «Дорогу осилит идущий», в котором принимали участие студенты ИрНИТУ.

Конкурс проводился по направлениям:«Автомобильные дороги. Транспортные сооружения»,«Благоустройство, освещение и озеленение автомобильных дорог. Придорожный сервис», «Городские перевозки, организация и безопасность дорожного движения».


Поддержка сайта: ООО "Корпоративные информационные системы"   © Союз дорожников Иркутской области 2024