— Роман Владимирович, каковы ваши впечатления от недавно состоявшегося автопробега?
— Автопробег проходил по территории 21 субъекта Российской Федерации, а общая протяженность маршрута составила более 11 тысяч километров. Вместе с коллегами из Росавтодора и из Ассоциации «РАДОР» мы проехали по наиболее протяженному транспортному коридору Восток-Запад и миновали почти все дорожно-климатические зоны, влияние которых иногда прослеживается и на состоянии федеральных трасс.
Особо хочу отметить, что в ходе автопробега прошел ряд встреч с главами администраций субъектов Российской Федерации. На деловых мероприятиях, «круглых столах» и конференциях обсуждались актуальные вопросы дорожной отрасли нашей страны, такие как возрождение дорожных фондов, недофинансирование регионов на ремонт и содержание дорог, безопасность дорожного движения, идеи по развитию дорожной инфраструктуры в субъектах РФ.
Не менее важным для меня было и прямое общение с главными пользователями федеральных дорог – автомобилистами и дальнобойщиками. Я интересовался у водителей фур, как они оценивают состояние федеральных трасс. Многие характеризовали состояние дорог как нормальное, но жаловались на недостаток придорожного сервиса. Особенно остро эта проблема затрагивает регионы Сибири и Дальнего Востока, где плотность населения невысока, а расстояние между ближайшими населенными пунктами измеряется сотнями километров.
Я рад, что у меня сложилось более целостное представление о состоянии дорог в России. Этот автопробег хорошо проиллюстрировал масштабы и разнообразие задач в области развития дорожной инфраструктуры на всей территории нашей страны.
— Какие решения приняты по итогам автопробега?
— По итогам автопробега у нас состоялась встреча с министром транспорта Российской Федерации Максимом Юрьевичем Соколовым. В частности, мы обсудили проблемы с просадками дорожного полотна на участках вечной мерзлоты. Совместно с Якутским институтом мерзлотоведения нами разработана предварительная программа ликвидации просадок. Программа предусматривает два этапа восстановительных работ: мониторинг динамики дальнейших деформаций с уточнением технологических решений и проведение ремонтных работ. Так как бюджет оценивается в 1,7 млрд рублей, а это немалые деньги, Федеральное дорожное агентство планирует провести научно-технический совет, чтобы заручиться экспертизой научного сообщества и международным опытом решения таких задач.
Пообщавшись также в ходе пробега с руководством организаций, подведомственных Росавтодору в субъектах РФ, я подготовил перечень поручений, включающих в себя разработку программ по приведению федеральных трасс в нормативное состояние, повышение контроля за подрядными организациями, в особенности за качеством выполнения ими ремонтно-строительных работ и их соответствие согласованным проектам строительства.
Что касается нехватки объектов дорожного сервиса, думаю, эту проблему необходимо решать, прежде всего, на региональном уровне, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства. Мы уже сделали первые шаги в этом направлении.
В июле при Федеральном дорожном агентстве создан экспертный совет по развитию объектов дорожного сервиса. В него вошли представители общественных организаций, некоммерческих партнерств и бизнес-структур. Задача экспертного совета – формирование концепции развития площадок для обслуживания и отдыха водителей. Новый совещательный орган будет детально прорабатывать конкретные проекты будущего документа, определяющего стратегические планы дорожников по созданию современных объектов дорожного сервиса. Предполагается, что в реализации этих проектов важную роль будут играть и региональные власти. В перспективе каждая федеральная трасса должна получить сеть многофункциональных дорожных зон.
Как видите, мы стараемся создать как можно более комфортные условия для развития инвестиционной активности в регионах Российской Федерации.
— В одном из своих заявлений вы упомянули о том, что в части развития сети автомобильных дорог в России существуют регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. Какие меры, в том числе и со стороны Российской Федерации, позволяют вывести последних из состояния отстающих?
— Автопробег Владивосток – Москва позволил лучше понять, какие дороги нуждаются в более пристальном внимании. Сегодняшние цифры для нас не очень утешительны: 42,5% федеральных трасс (более 20 тыс. км) отвечают нормативным требованиям, тогда как остальные 57,5% – не отвечают.
К первому показателю преимущественно относятся федеральные трассы Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, тогда как дороги Северо-Западного, Центрального, Приволжского округов соответствуют нормативу более, чем на 45%.
По итогам 2013 года после завершения запланированных работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений планируется привести в нормативное состояние 45,43% от протяженности, или 21 750 км дорог, делая акцент на трассы регионов-аутсайдеров.
В Федеральном дорожном агентстве также действуют целевые программы по приведению федеральных трасс в нормативное состояние. Для повышения качества и сохранности дорожной одежды Федеральное дорожное агентство делает ставку на новые технологии и материалы. Важными задачами в этом направлении являются введение современных методов испытаний битумов, хорошо зарекомендовавших себя в США и странах ЕС, а также внедрение аналога системы Superpave, позволяющей сводить к минимуму проблему колееобразования и существенно повышать качество асфальтобетонных покрытий.
— Как регионы относятся к решению законодателей о создании муниципальных дорожных фондов?
— Субъекты Российской Федерации положительно реагируют на решение законодателей о создании муниципальных дорожных фондов, считая это необходимым способом «разгрузки» регионального бюджета. У муниципальных образований появится возможность использовать собственные финансовые ресурсы на ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения, дворов многоквартирных домов и проездов к ним.
При этом подавляющее большинство муниципальных образований не располагает достаточными средствами для формирования муниципальных дорожных фондов. Законодательно не определены ни принципы формирования таких дорожных фондов, ни дополнительные источники доходов, которые органы местного самоуправления смогут направлять на финансирование своей дорожной деятельности. Такая ситуация вызывает неопределенность относительно возможности..
|